Гильоширование часов - изысканная стильная отделка







Гильоширование часов - изысканная стильная отделка

Одним из распространенных приемов оформления циферблата часов является гильоширование – декорирование поверхности узором из тонких линий, переплетающихся между собой в определенной последовательности. Гильошированный циферблат всегда выглядит элегантно и респектабельно, поэтому многие современные часовые бренды используют этот декоративный прием для оформления своих изделий.

История гильоширования

Гильоширование, или гильоше – известный еще со времен средневековья прием украшения различных поверхностей. Французское слово «guilloshe» образовано от «guille» - завиток, закорючка и обозначает узоры из волнистых линий. Технику гильоше использовали для различных твердых материалов – металлов, слоновой кости, декоративных и полудрагоценных пород камня, твердой древесины и пр.

Примерно в последней четверти восемнадцатого столетия знаменитый швейцарский механик Авраам-Луи Бреге начал украшать гильошированием корпуса и циферблаты часов, которые выпускала его мастерская. Первоначально это делалось для того, чтобы сделать незаметными мелкие царапины, неизбежно появляющиеся на поверхности часов даже при самом аккуратном пользовании. Новая отделка чрезвычайно понравилась покупателям и стала практически неотъемлемой деталью декора часов марки Breguet. Очень скоро технику гильоше переняли и другие часовых дел мастера, хотя она требовала от рабочих недюжинной усидчивости и твердости руки.

Современные часы с гильошированием

Современное развитие технологий обработки материалов позволяет выполнять гильоширование в массовом производстве. Сегодня гильоше наносится на часовые циферблаты одним из трех способов:

  • методом штамповки, который применяется при выпуске дешевых массовых часов;
  • с использованием пантографа – гравировального станка, в точности повторяющего движения резца по заданной программе, который распространен в производстве часов средней ценовой категории;
  • вручную с использованием старинных техник гравировки и серебрения либо золочения, изобретенных еще в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях.

Ручное гильоширование

Ручное гильоширование часов сегодня используют только наиболее известные часовые бренды: Breguet, Patek Philippe и некоторые другие. В мире всего несколько десятков мастеров способны работать в этой технике, поскольку она требует большой усидчивости, терпения и точности движений. Мастер тратит целый день работы на отделку одного циферблата с помощью ручного токарного станка, зато результат вполне оправдывает усилия: изысканный узор из тончайших линий излучает мягкое сияние и обладает индивидуальностью, присущей только вещам, созданным вручную.

Технология гильоше на первый взгляд проста: мастер закрепляет заготовку в специальных зажимах и последовательно перемещает ее под резцом станка, нанося прямые или волнистые параллельные линии в заданных направлениях. Равномерность линий контролируется только собственными ощущениями гильошиста и точностью движений его пальцев. Как правило, для нанесения узора нужен станок прямого хода для обработки прямыми линиями, и гильоширная машина, которая обеспечивает гравировку дугами.

В большинстве мастерских стоит оборудование, изготовленное не менее полувека назад, а некоторые гильошисты работают на раритетных станках вековой давности, периодически заменяя в них изношенные детали. Гильоширование выполняется на стали, серебре, золоте и даже на перламутре – любом материале, достаточно твердом для резца мастера. Глубина обработки составляет всего 0,1 – 0,3 мм, а переплетающиеся тончайшие линии образуют повторяющийся симметричный узор. В одном миллиметре поверхности располагается от трех до пяти линий, поэтому невооруженным глазом их различить трудно. Отраженный свет создает удивительное впечатление объемного живого рисунка, которого можно добиться только с помощью ручной обработки циферблата.

Стили гильоширования

Наиболее известные часовые компании, существующие длительное время, используют для украшения своих изделий «фирменные» узоры гильоширования, которые успели стать их своеобразной визитной карточкой. Так, Breguet использует «солнечные лучи» (rayon de soleil), «парижские гвозди» (clou de Paris), «парижскую мостовую» (pave de Paris), «ячменное зерно» (grains d'orge), «плетеную корзинку» (vieuxpanier), «волны» (vagues), «огненный узор» (decor flamme), «шахматный узор» (damier). Компания Франка Мюллера украшает часы рисунком «солнце и зерно» (Soleil ou Grene), свои собственные узоры изобрели компании Cartier, Glashutte, Jaeger-LeCoultre и другие.

В некоторых моделях часов гильошируется не только циферблат, но и корпус часов и даже отдельные элементы механизма. Так, серия часов Opus Two Tourbillon компании Harry Winston, выпущенная в 2002 году, отличается прозрачной задней крышкой из сапфирового стекла, позволяющей видеть механизм. Мосты часов украшает гильоше в стиле «женевские полоски» (Cotes de Geneve) и «солнечные лучи» (Rayonne).

Гильоширование часов – изысканный декоративный прием, благодаря которому изделие мастера приобретает неповторимый стиль и изящество, присущее произведениям прикладного искусства. Часы с ручным гильошированием характеризуют своего владельца как человека со вкусом, который знает цену настоящего мастерства и таланта.